Значение различных игрушек в когнитивном развитии детей раннего возраста
Детское поликлиническое отделение №12 СПб ГБУЗ ГП №37
Ранний детский возраст – это важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
Для ребенка в раннем возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.
Вот примерный минимальный набор игрушек для детей 4 месяцев и младше:
- Погремушки с разнофактурными ручками для хватания. С их помощью ребенок начинает исследовать предметы, чувствует разную форму и материал поверхности. Это положительно влияет на развитие головного мозга;
- Неваляшка сначала для пассивного наблюдения. До 3-х месяцев малыш просто наблюдает за этой игрушкой. А после сможет её толкать и смотреть, что будет дальше. Так формируются причинно-следственные связи;
- Воздушные шарики красного, синего и зеленого цветов. Их можно подвесить рядом, чтобы малыш за ними наблюдал. Простые воздушные шарики учат малыша сосредотачивать взгляд на предмете и удерживать его какое-то время.
Ассортимент игрушек для детей 5 месяцев и старше расширяется и включает в себя:
- Колючие шарики-иглоболы используются для ежедневного массажа ладошек и стоп. Также их можно катать и по спине. Отлично стимулируют приток крови к мышцам, и таким образом улучшают их питание кислородом;
- Кубики деревянные или из качественного пластика. С ними можно придумать огромное количество игр. Все ограничивается только фантазией взрослого. Стройте башню, накройте кубик платком, а потом уберите платок и покажите, что кубик никуда не делся. Такие игры хорошо развивают мышление и внимание ребенка;
- Мячики разных диаметров и материалов – помощники, которые побуждают ребенка ползать. Кроме этого малыш знакомится с новой для него формой «шар» и его свойствами: лёгкий, хорошо катится и т.д.
- Квадратные стаканчики, которые вставляются один в один. Играйте с ними в ванне или дома. Показывайте ребенку, как из них строить башню, как они прячутся один в один. В ванне зачерпывайте ими воду и рассказывайте, что вода выливается через дырочки. Здесь также можно придумать много игр.
- Книги с одной картинкой на странице. Для маленьких детей выбирайте книги из толстого картона. Рассказывайте, что изображено на картинке, указывайте на интересные детали. В качестве первых книг лучше покупать книги с изображениями животных, транспорта и бытовых вещей. Мама может также произнести звук, характерный для изображаемого предмета. Со временем ребенок начнет сам повторять отдельные звуки и слоги.
К уже имеющемуся набору добавляем игрушки для детей 9 месяцев и до года включительно:
- Разнообразные сортеры знакомят малыша с геометрическими формами и цветами. Также эти игрушки развивают умение подбирать фигурку и соответствующее ей отверстие. Получается это не с первого раза, но постоянные игры с участием взрослых помогают ребенку правильно разложить все фигурки;
- Пирамидка, как и сортеры, учит ребёнка «дружить» со своими руками. Нанизывание колец очень увлекает малышей. Пирамидка помогает узнать разные цвета и размеры. В ходе игры малыш усваивает правильный алгоритм складывания пирамидки сначала с помощью мамы, а потом и самостоятельно;
- Тесто для лепки отлично расслабляет нервную систему ребёнка. Советуем лепить в спокойное бодрствование. Это отлично помогает сбросить напряжение и подготовиться ко сну. К тому же лепка хорошо развивает мелкую моторику рук;
- Пальчиковые краски и белые листы плотной бумаги. Закрепите бумагу на столе с помощью скотча, чтобы она не съезжала в сторону. Вместе с ребёнком делайте следы своих рук, нарисуйте мячик, цветок, солнце и т.д. и расскажите об этих предметах, об их свойствах;
Игры с мелкими предметами, тестом для лепки и пальчиковыми красками проводятся только в присутствии и под контролем взрослого. Не оставляйте ребёнка одного, так как мелкие предметы могут вызвать удушье!
- Кухонная утварь: сковородки, кастрюли, пластиковые салатники, лопатки, ложки и т.д. Покажите малышу, «готовить суп», «пить» компот и другие простые действия.
Но игры на кухне также должны быть под контролем мамы или другого взрослого.
Важно знать:
До шести месяцев ребенку не нужны:
- Музыкальные игрушки в любых проявлениях: погремушки, мобили, всевозможные планшеты и т.д. Они возбуждающе влияют на нервную систему ребенка, которые недавно родился. Часто малыши их бояться. Ещё один серьёзный минус – такие игрушки не мотивируют ребенка двигаться, а для полноценного развития активность нужна с первых дней после рождения;
- Интерактивные игрушки. Они предназначены для детей постарше. Дети до полугода просто не поймут, что делать с этими игрушкам. Опять же они могут испугаться таких гаджетов;
- Игрушки пастельных цветов. Новорождённые не различают цвета, кроме белого и черного. Малыши постарше также воспринимают только яркие чистые цвета. Игрушки пастельных тонов могут прекрасно вписаться в дизайн комнаты, но функционально они не нужны до полугода – ребёнок ими не заинтересуется;
- Светящиеся игрушки раздражают нервную систему также, как и музыкальные. Из-за них малыши могут плохо спать, особенно если ими увлекаться.
И краткий список, с какими игрушками и взрослыми гаджетами до трех лет лучше ребенка не знакомить: новогодние гирлянды и другие мигающие девайсы; телевизор; ноутбук и планшет. Все это раздражают детскую психику и стимулируют сидячий образ жизни. Лучше оттягивать их влияние на ребёнка так долго, насколько это возможно.
Играйте вместе с детьми, помогайте им гармонично развиваться и будьте здоровы!
Медицинский психолог
2024г.
все пациентам