Рекомендации по безопасному для детей и подростков использованию мобильных телефонов.
Детское поликлиническое отделение №12 СПб ГБУЗ ГП №37
Исследования последних лет выявили отрицательное влияние использования гаджетов (ухудшение зрения, формирование компьютерно- зрительного синдрома; боли в кистях, особенно правой руки; боли в спине; нарушение осанки; дефицит двигательной активности (гипокинезия); психологические нарушения: цифровая зависимость (аддикция), цифровой аутизм, клиповое мышление и «цифровое слабоумие»).
В связи с этим, НИИ ГиОЗДиП ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации разработал методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона. Рекомендации предназначены, в том числе, для родителей обучающихся по безопасному пользованию мобильным телефоном с целью профилактики нарушений здоровья.
1. Рекомендации по безопасному использованию мобильного телефона в режиме голосового общения
Уровень излучения мобильного телефона (МТ) – величина непостоянная. Он зависит от нескольких параметров: модели телефона, его удаленности от базовой станции, наличия препятствия для распространения сигнала, фазы соединения с абонентом, громкости, длительности и частоты разговоров.
Для предупреждения неблагоприятного влияния электромагнитного поля МТ рекомендуется соблюдать следующие условия.
- При приобретении МТ ребенку желательно выбирать модели с более низким уровнем излучения (показатель SAR в паспорте устройства). Предпочтительно использовать смартфоны, а не «кнопочные» телефоны.
- Минимизировать разговоры по МТ в экранированных помещениях (подземные переходы, метро), движущемся транспорте.
- Не разговаривать по телефону во время его зарядки.
- При разговоре по телефону подносить его к уху только после установления контакта с абонентом (через 10-20 секунд после начала вызова мощность излучения снижается до минимально допустимого уровня).
- Во время разговора рекомендуется держать телефон на удалении от головы, разговаривать по нему с помощью наушников или громкой связи.
- Предпочтительно использовать проводные наушники, т.к. беспроводные наушники сами являются приёмником радиосигнала.
- Ограничивать длительность разговоров по телефону (без использования громкой связи и наушников) до 2 минут разово, а минимальная пауза между звонками должна быть не менее 15 минут.
- При ношении МТ днем держать его подальше от тела и органов, насыщенных жировой тканью (грудные железы, половые железы), желательно в сумке или портфеле.
- На ночь выключать (переводить в авиа-режим) МТ или держать его на удаленном расстоянии от головы (1-2 метра), выключая звук звонков и уведомлений.
- По возможности пользоваться Watsapp, Telegramm и др. мессенджерами вместо голосовых звонков, когда телефон прикладывается непосредственно к голове пользователя.
- Не рекомендуется использовать МТ в школе, кроме экстренных случаев для связи с родителями.
2. Рекомендации по безопасному использованию мобильного телефона в режиме мобильного Интернета
- Во время выполнения домашнего задания отключать звук уведомлений и убирать телефон из поля зрения.
- При работе с мобильным Интернетом (просмотре видео, чтении) не рекомендуется, по возможности, держать телефон в руках, а размещать его подальше от тела – на столе, подставке.
- Не следует использовать МТ для чтения учебных текстов.
- При чтении использовать экран в «режиме чтения».
- Прекращать использование экрана смартфона за 1-2 часа до сна и не использовать его в ночное время.
- Младшим школьникам рекомендуется пользоваться мобильным интернетом (МИ) на смартфонах как можно меньше (не более 10 минут разово), по возможности, использовать устройства с большей диагональю, для профилактики нарушений зрения.
- При использовании МИ и игр следует помнить, что суммарная ежедневная продолжительность работы с электронными устройствами, оборудованными экранами (компьютерами, планшетами, смартфонами и пр.), не должна превышать: для обучающихся 1–2 классов – 1 час 20 мин, 3– 4 классов – 1,5 часа, 5–9 классов — 2 часа, старше 15 лет – 2,5 часа.
- Пользоваться приложениями родительского контроля для ограничения использования смартфона ребенком в случае необходимости.
- Использование МТ в школе не рекомендуется. Так, в законопроекте № 470837-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержится положение: не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев. Правило вступило в силу 1 сентября 2024 года.
3. Физические упражнения для профилактики отклонений здоровья при использовании мобильного телефона
- Физические упражнения для профилактики нарушений зрения - упражнение для тренировки аккомодационного аппарата - «Метка на стекле».
Выбирается объект на небольшом расстоянии от глаз – 25-30 см (это может быть палец, карандаш, объект на стекле и т.д.), на него фокусируется зрение 3-5 сек, после чего вздор переводится на объект расположенный вдали в течении 3-5 сек. Повторить 10-12 раз. К примеру, можно наклеить на стекло наклейку и фокусировать зрение на ней, а потом фокусироваться на объектах, распложенных на горизонте. За счет периодической смены объектов аккомодации, происходит тренировка аккомодационного аппарата глаза.
- упражнения для расслабления глазодвигательных мышц - упражнения
«Восьмерка глазами» или «Стреляем глазами». Во время выполнения данных упражнений, осуществлять вращение глаз по траектории воображаемой восьмерки или другим траекториям (рис 1.). Например, человек представляет перед собой знак бесконечность (перевернутую восьмерку - ∞) и совершает движения глаз по данной траектории с выраженной амплитудой. В случае возникновения трудностей, можно фокусироваться на различных объектах, на стенах и потолке и переводить взор с одного объекта на другой по различным траекториям. Существует также упражнение, когда зрение фокусируется на пальце на расстоянии 25-30 см от носа и палец плавно придвигается к переносице до потери фокусировки, что тренирует мышцы, отвечающие за конвергенцию.
- Группа упражнений, направленных на массаж органа зрения - выполняется до 5 касаний закрытых глаз с продолжительностью 1 секунду. Упражнение «Жмурки» - при выполнении данного упражнения надо зажмурится на 5 сек., после чего максимально широко открыть глаза также на 5 сек. Упражнение выполняется 5-7 раз. Упражнение - «Пальминг», когда ладони складываются растираются друг о друга до появления теплого ощущения, складываются «лодочкой» и, не сдавливая, закрывают глаза, чтобы не проходил свет. При этом необходимо максимально расслабиться. Выполнять следует от 3 до 20 минут.
2. Физические упражнения для профилактики «Экранной шеи»
Помимо нарушений со стороны зрения, важной проблемой является так называемая компьютерная или, в зарубежном варианте, - экранная шея “screen neck”. Синдром компьютерной шеи – это ощущение напряжения в области шеи, вызванное использованием цифровых устройств. В привычном положении нагрузка на шейный отдел составляет 5 кг, при наклоне головы на 15 градусов вес увеличивается до 12 кг, а при наклоне головы до 45 градусов нагрузка составляет уже 22 кг. При наклоне в 60 градусов нагрузка составляет 27 кг.
К синдрому компьютерной шеи можно отнести следующие симптомы: ноющая боль и дискомфорт в нижней части шеи, плечах, верхней части спины, острая колющая боль в воротниковой области, головные боли, головокружения, снижения подвижности в шее, верхней части спины и плечах, усилении боли при наклоне головы вперед, боль в челюсти, ощущение напряжения в глазах, покалывание и онемение в руках и кистях.
Упражнения для профилактики «экранной шеи»:
- Пальцы сцепляются в замок и заводятся за голову. При этом локти разведены в стороны, а ладони касаются бугров на затылке. В таком состоянии производится 10 плавных движений головой, по надавливанию затылком на ладони.
- Рука сверху заводится за голову, прикрывая ладонью ухо с противоположной стороны. Также производится 10 медленных надавливаний виском на ладонь.
- Наклонять голову вперёд и назад, влево и вправо по 4 раза. Выполнить 5-10 поворотов влево-вправо. А также совершать круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки по 5 повторов.
- Круговые движения плеч с большой амплитудой, в среднем темпе 5 раз вперед и 5 раз назад. Помимо данной группы основных упражнений можно применять различные упражнения для разминки мышц шеи, плечевого пояса, грудного отдела позвоночника, рук, а также потягивания для мышц шеи и мышц плечевого пояса.
Уважаемые родители! Помогите своим детям уменьшить негативное воздействие мобильных телефонов на их здоровье!
Врач по профилактике
2024г.
все пациентам